КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Арбаж
Кировская область, пгт Арбаж
  • Будущим первоклассникам

    Скоро в школу!

    Уважаемые родители!

    Если ваш ребенок — первоклассник: советы родителям

    • Обязательно соблюдать режим дня. Выспавшийся ребенок спокойнее реагирует на сложности, чувствует себя увереннее и быстрее принимает правильные решения. В первом классе целесообразно сохранить дневной сон. Он будет не таким продолжительным, как это было в детском саду. Но если малыш сильно утомляется, позвольте ему поспать час после возвращения из школы.
       
    • Первокласснику будет интереснее придерживаться этого распорядка, если он вместе с мамой или папой продумает режим дня и оформит красочный плакат. Зафиксируйте на нем, что именно школьнику важно сейчас успевать и как это лучше делать. Обязательно оставьте время для игр и любимых мультиков. У ребенка должно закрепиться понимание, что школа — это не кабала, а продуктивная часть жизни.
       
    • Правильно организовать рабочее место первоклассника. Как это сделать, вы можете прочитать здесь.
       
    • Если до школы ребенок не посещал кружки и секции, где он уже освоился, то в первом классе не стоит устраивать лишний стресс. Главная задача первоклассника — адаптироваться к школьной жизни. Всё остальное второстепенно. Когда он ходит в школу искусств или секцию, где уже хорошо знакомый наставник, друзья, привычные нагрузки, то дополнительное образование впишется в новый этап. Но если первоклашке, привыкающему к учительнице, одноклассникам, урокам и дисциплине, придется еще приобщаться и к факультативным занятиям вне школы, то неокрепшая детская психика может не выдержать такого бремени. Не стоит рисковать психоэмоциональным состоянием ребенка!

    Рекомендации психолога родителям первоклассников

    • Трезвое отношение родителей к способностям сына или дочери — залог адекватного восприятия школьником своих учебных успехов и неудач. Понимающие слабые места ребенка мамы и папы не требуют получать только пятерки и четверки. Интересуйтесь у первоклассника не тем, как сегодня ответил на уроке, а что интересное произошло за учебный день и что новое он узнал. Когда малыш боится, что за полученные отметки его будут ругать, а не поддерживать, он будет до последнего скрывать от вас свои ошибки. Если подобное поведение закрепится, то ребенок научиться обманывать и изворачиваться. В подростковом возрасте это разрушительно влияет на детско-родительские отношения. Помните: лгут тому, кому боятся сказать правду. Не создавайте ситуаций, когда любимый ребенок вынужден стать вруном. Дети не должны воплощать в жизнь амбиции отцов и матерей.
       
    • Хорошо, если утро первоклассника (да и любого ребенка) начинается с теплых слов заботливых родителей. Не стоит его подгонять и торопить в школу. Правильно рассчитать время подъема, гигиенических процедур, приема пищи, выхода из дома — это задача взрослых.
       
    • Если вы видите, что после школьник грустит или, наоборот, очень возбужден, поговорите с ним. Узнайте, чем вызвано его настроение. Во-первых, это поможет вашему малышу справиться с эмоциональным напряжением. Во-вторых, такие беседы укрепляют теплые отношения и снижают степень накала конфликтов «отцов и детей» в пубертатный период.
       
    • Если малыш кривляется, вредничает, манерничает, упрямится и не слушается, значит, его развитие протекает нормально! Указанные признаки — это классика проявления кризиса семи лет. Помогите ребенку прожить этот период продуктивно: давайте больше свободы, не опекайте его, пусть у него будет возможность увидеть последствия своих поступков. Такие уступки взрослых укрепляют самооценку семилетки, помогают ему примерить на себя роль самостоятельного человека и стать увереннее. 
       
    • Не обижайтесь, если маленький школьник говорит вам, что правы не вы, а учительница. Это хороший признак. Да, значимость родителя снижается, и первоклассник «возносит на пьедестал» педагога. Так малыш овладевает внутренней позицией школьника, чувствует себя своим в большой школьной семье. Поэтому поддерживайте авторитет учителя и способствуйте укреплению хороших отношений между ним и ребенком.
       
    • Помогите ребенку и по возможности педагогам в выстраивании здоровых отношений в классе. Пусть дети дружат, поддерживают друг друга, оказывают посильную помощь одноклассникам. Помните, что буллинг (травлю) проще предотвратить в начальном звене, чем бороться с ним в более старшем возрасте. Дети должны понимать: все люди разные и ценность человека не зависит от его внешности, национальности, особенностей развития, интеллекта и материального уровня семьи. Чем крепче детский коллектив, тем ниже вероятность, что когда-нибудь травля разъест души сегодняшних первоклассников.

    Что нужно в школу первокласснику

    (список для первоклассника)

     

         Учебники выдаются в школе БЕСПЛАТНО.

    Список принадлежностей для первоклассника:

    1. Школьная форма

    Цветовая гамма – серая, тёмно-синяя, чёрная.

    Для мальчиков: брючный костюм, возможны комбинации жилетка, пиджак. Рубашка голубая однотонная на каждый день, белая парадная, галстук или «бабочка». Нельзя рубашки в клеточку и в полоску.

    Для девочек: юбка, брюки, сарафан, платье классического "школьного" покроя, блуза/рубашка голубого цвета на каждый день, на праздничные мероприятия - белые рубашки. Колготки однотонные.

    На урок физической культуры - спортивная форма и спортивная обувь (кеды, кроссовки).

    2. Сменная обувь – туфли (желательно с подошвой, которая не оставляет следы на полу).

    3. Мешок для сменной обуви (не пакет).

    4. Список канцелярских товаров для первоклассника:

    · тетради в клетку по 12 листов – 10 штук;

    · тетради в узкую линию по 12 листов (желательно с косой линейкой) – 10 штук;

    · обложки для тетрадей;

    · пенал – 1 штука;

    · ручки шариковые с синей пастой (не щелкающие, обычные, не толстые, не   

     короткие, без лишних украшений, чтобы было удобно держать) – 2 штуки;

    · простые карандаши ТМ, НВ средней твердости – 2 штуки;

    · треугольник – 1 штука;

    · ластик мягкий – 2 штуки;

    · линейка деревянная 30 см – 1 штука;

    · счетные палочки – 20 штук;

    · веер с цифрами до 20;

    · ранец, рюкзак (желательно с жесткой спинкой) -1 штука;

     

    5. Принадлежности для уроков труда и рисования:

    · альбом с плотными страницами (40 листов):

    · цветные карандаши (12 цветов) – 1 упаковка;

    · цветная бумага – 1 набор;

    · набор цветного картона – 1 набор;

    · клей-карандаш – 1 штука;

     

    Что такое готовность ребенка к школе?

    Готовность ребёнка к школе можно условно разделить на четыре компонента:

    • Социальная готовность

    Её также называют личностная готовность. Это умение ребёнка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать с учителем и сверстниками. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. О готовности ребёнка к школе говорит и сформированная внутренняя позиция будущего ученика. Это ориентация не на внешнюю атрибутику (красивый пенал, модная одежда или новый рюкзак), а стремление к новым знаниям и любознательность.

    • Психологическая готовность

    Психологическая готовность - это степень развития высших психических функций: мышление, речь, письмо, счёт, память, произвольные движения, перцептивные процессы. В последние годы к этой категории также относят развитие гибких навыков, то есть умение ребёнка контролировать своё поведение и эмоции, его уровень самостоятельности. О психологической готовности к школе говорит определенный уровень самооценки у ребёнка.

    • Интеллектуальная или специальная готовность

    Интеллектуальная готовность касается навыков, которые дети обычно нарабатывают во время подготовительных занятий. Это опять же счёт и письмо, умение отступать 4 клетки сверху, не выходить за контуры рисунков и поля. Но с точки зрения нейропсихологии гораздо важнее, чтобы ребёнок умел рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно находить причинно-следственные связи - именно эти критерии говорят о том, что ребёнок интеллектуально подготовлен к школе.

    • Физическая готовность

    К элементам физической готовности относится развитие пространственной и зрительно-двигательной координации, умение длительно удерживать статическую позу в положении сидя, держать осанку. Отдельно стоит выделить и подготовленность руки к овладению письмом (захват и нажим карандаша). Кроме этого, следует обращать внимание на развитие уровня нейродинамической регуляции: возможность высидеть спокойно урок продолжительностью 30-40 минут, концентрироваться и удерживать внимание на определённых заданиях.

    Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?

     «Готовность ребенка с ОВЗ к школьному обучению»
               Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.

    С каждым годом в нашем обществе растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, которые имеют психические или физические нарушения в развитии, а также часто болеющие  и соматически ослабленные дети.  Основной чертой таких детей исследователи выделили низкую познавательную активность, что, в свою очередь, обуславливает скудный запас знаний об окружающей и социальной среде. Также,   у детей с ОВЗ отмечается быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания. Неразвиты коммуникативные навыки, что создает трудности в общении со сверстниками и окружающими взрослыми.

    Для достижения наилучшего результата при подготовке к школьному обучению необходимо комплексное сопровождение детей  с ограниченными возможностями здоровья всеми специалистами ДОУ.

    «Сопровождение» - это организованная психолого-педагогическая помощь учащемуся или воспитаннику с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания.

    Кроме специалистов ДОУ  понятие «сопровождение» распространяется не только непосредственно на ребенка с ОВЗ, но и на его родителей (законных представителей), на всех участников образовательного процесса и целью его является оказание комплексной помощи, которая обеспечит успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум.

    Существует несколько незыблемых принципов сопровождения ребенка в образовательном учреждении.

    Идея о необходимости сопровождения ребенка должна принадлежать его родителям или лицам их замещающих.         

    Все проблемные ситуации решаются с максимальной пользой для ребенка   каждым специалистом. Специалисты, участвующие в организации сопровождения  ребенка, работают согласованно в единой системе.

    Поддержка и сопровождение ребенка и его семьи прекращается  только после решения проблемы  или если будет найдено решение проблемы.
              Обеспечение  непрерывным сопровождением, на протяжении всего периода восстановления, детей находящихся под воздействием фактора риска (дети сироты, дети,  болеющие хроническими заболеваниями и т.д.).            

    Организовывая сопровождение детей с ОВЗ,  каждый специалист работает над своей задачей. 

    Педагог-психолог, развивая эмоционально-волевую сферу и коммуникативные навыки и умения,  использует в своей работе различные игры на развитие чуткости, внимания, сопереживания. Игры, которые побуждают детей к сближению и общению. В свои подгрупповые занятия психолог также включает элементы сюжетно-ролевой игры, что в свою очередь создает благоприятный эмоциональный фон, который помогает обеспечить более эффективный результат при усвоении знаний. Эмоциональные проявления влияют не только на уровень познавательного развития, но и более широко – на умственную активность ребенка, его творческие способности, через сюжетно-ролевую игру легко налаживается позитивное отношение к людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.

    Учитель-логопед, ставит своей задачей помочь ребенку овладеть правильным произношением речевых звуков, развить фразовую, а затем и связную речь. Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно усидеть на одном  месте,  а для выполнения какого-либо задания им требуется больше усилий чем обычному ребенку, поэтому часто возникают обиды и капризы, если что – то не получается. Замечено, что в большинстве своем дети с ОВЗ метеозависимые, что тоже негативно сказывается на образовательном процессе.

    Учитывая эти факторы,  педагоги и специалисты начинает занятия  с кинесиологических упражнений. Образовательная  кинесиология применяется в педагогических целях. Она помогает лучше запоминать, активизирует мыслительную деятельность. 

    В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело – своеобразный мост между правым и левым полушариями, улучшается.

    Учитель-логопед также использует игровые приемы с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, таких как Буратино, Незнайка, Кот в сапогах и другие герои, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к занятию. В связной речи используется метод моделирования с предметами – заместителями для развития образного мышления.

    Инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель, кроме своих занятий, на которых развивают мелкую и крупную моторики, воображение, восприятие, довольно часто организовывают совместные праздники и развлечения с театральными представлениями, героями которых являются дети. 

    Воспитатель, сопровождая «особенного ребенка», выполняет рекомендации и объединяет работу всех специалистов в единое целое, так как большую часть времени, при посещении образовательного учреждения ребенок проводит именно с воспитателем в окружении сверстников.

    Опыт работы с «особенными детьми» показывает, что при соблюдении определенных факторов:

    Это состояние здоровья ребенка и медикаметозное лечение основного заболевания;

    Это система психолого-педагогического сопровождения  ребенка в ДОУ;

    Это условия в семье и отношение родителей к ребенку, дают шанс повысить уровень подготовленности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Исходя из выше сказанного, можно сказать, что подготовка к школе  ребенка развивающегося в норме и с ограниченными возможностями в развитии имеет свои особенности.

    Это сенситивный период развития ребенка,  который  происходит в момент подготовки к школе.  Здоровый ребенок проходит эту стадию достаточно благополучно: нормативное  развитие высших психических функций; социальное развитие; формирование мотивационного блока; информационного блока; управление деятельностью. Важным аспектом  готовности к школьному обучению является самооценка старшего дошкольника. Если самооценка ребенка в норме, ребенок усваивает представление о школе, у него формируется внутренняя позиция школьника. Значимым для будущего школьника  считается формирование произвольности поведения - умение усилием воли соподчинить свои мотивы с  выполнением  определенных правил. Ребенок становится готовым к социальным нормам этого возраста.

      Дети с ОВЗ для подготовки к школе нуждаются в особых условиях: комплексное сопровождение  ребенка с учетом его потребностей. Организация особых условий в образовательном учреждении предусматривает индивидуально-дифференцированный подход.  Развитие психических процессов, социальных навыков, мотивации к школьному обучению, управление деятельностью  организуется специалистами в «зоне ближайшего развития» ребенка. Учет его психосоматического, метеозависимого, эмоционального  состояния на момент организации деятельности. Организация  непосредственной образовательной деятельности имеет подготовительную фазу (кинесиологические упражнения) которая способствует подготовки ребенка к интеллектуальной деятельности. Иногда требуется снятие эмоционального напряжения, которое можно обеспечить дыхательными упражнениями. Образовательная деятельность имеет свою структуру с дополнительными физкультминутками или смены статического положения или смены места деятельности.  Предложение и выполнение заданий   частями. Формирование навыков готовности к школе  происходит у каждого ребенка с ОВЗ в своем собственном темпе, индивидуально. Развитие социальных навыков, психических процессов  у некоторых детей затруднено и имеет  пошаговое их формирование всеми специалистами по индивидуальному образовательному маршруту. Успех в   подготовке ребенка к школе  обеспечит и взаимодействие родителей и образовательного учреждения.

     

    1. Этапы коррекционной работы по подготовке к школе детей с ОВЗ

      1. Развитие артикуляционной моторики

      На данном этапе обращается внимание на объем артикуляционных движений, точность выполнения, способность к переключению и удержанию артикуляционной позы.

      Для подготовки губ и языка включаются элементы самомассажа и логопедический массаж органов артикуляции, основными задачами которого являются: нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата, подготовка к формированию произвольных, координированных движений органов артикуляции.

      2. Развитие дыхания

      В воспитании  правильной речи важное значение имеет нормализация речевого дыхания, т.к. у многих детей с ОВЗ оно часто бывает поверхностным, резким, неспокойным, причем нередко слова произносятся ребенком на вдохе.

      Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономичный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

      Целью данного этапа работы является развитие глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработка у детей умения правильно дышать в процессе речи.

      3. Работа над звукопроизношением

      При обучении звукопроизношению детей с ОВЗ перед педагогом стоят следующие задачи: исправить неправильное произношение звуков; различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи; удерживать в памяти воспринятый на слух материал; слышать звучание чужой и собственной речи и исправлять свои ошибки.

      4. Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа

      Работа по формированию фонематического слуха начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение.

      В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

      5. Обучение грамоте

      Подготовка к обучению грамоте проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых ребенком. Основной единицей обучения в это время является отдельный звук и звук, выделенный из слова. В процессе постановки, уточнения, а затем закрепления правильного произношения звуков проводятся упражнения с целью развития слухового восприятия. При этом дети учатся различать звуки, происходит развитие внимания к звуковой стороне речи и слуховой памяти. С опорой на подготовленный таким образом звуковой фонд дети упражняются в звуковом анализе и синтезе. Теперь на первый план выдвигается новая задача-научить детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность.

      6. Нормализация лексико-грамматических навыков

      У детей с ОВЗ отмечаются различные нарушения лексико-грамматического строя речи: бедность словаря, недостаточное умение пользоваться способами словообразования и т.д. ряд ошибок, несвойственных детям с нормально развитой речью, допускается детьми при грамматическом оформлении слов, словосочетаний, предложений. Особенно часто нарушается согласование и управление. Отмечается неправильное употребление предлогов. Также наблюдается бедность синтаксических конструкций, отставание в развитии связной речи.

      Поэтому основная задача – это обогащение и активизация словаря, т.к. в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя языка направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.

      В процессе специально подобранных игровых упражнений, коррекционная работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных.

      7. Развитие связной речи

      Большое значение для развития связной речи имеет мотивация. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве.

      Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает ее более целенаправленной, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.  

      При подготовке детей к школе особое внимание уделяется формированию связной монологической речи. К основным приемам обучения детей связной монологической речи относятся: рассказ по демонстрируемым действиям; рассказ по демонстрируемым действиям с подключением творческого мышления; описание, рассказ по картинке; составление рассказа по серии картинок; сравнительное описание картинок; пересказ.

      8. Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук

      Научные исследования убедительно доказывают, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимо при письме, рисовании. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка четкой и правильной.

      Развитие мелкой моторики следует начинать пассивной гимнастики кистей и пальцев рук. Пальчиковая гимнастика позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

      Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. Многим первоклассникам, особенно с ОВЗ совсем непросто выполнять школьные требования, для этого им нужно значительное напряжение. Поэтому важно заранее, еще до школьного обучения выяснить, насколько психические и физические возможности ребенка соответствуют требованиям школы и исходя из личностно-ориентированного подхода к детям проводить коррекционную работу.

    Приём письменных заявлений в 1 класс

    День недели Время 1 Время 2
    Понедельник с 9.00 до 16.00 с 9.00 до 16.00
    Вторник с 9.00 до 16.00 с 9.00 до 16.00
    Среда с 9.00 до 16.00 с 9.00 до 16.00
    Четверг с 9.00 до 16.00 с 9.00 до 16.00
    Пятница с 9.00 до 16.00 с 9.00 до 16.00

    Зачисление в первый класс

    Документы

    • Все документы
    • Бланки заявлений
    • Локальные нормативные акты
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie