КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Арбаж
Кировская область, пгт Арбаж
  • Медиабезопасность

    Определение понятия "Медиабезопасность"

    Медиа - это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.) в той или иной форме.

    Медиа – это совокупность всех «СМИ». В свою очередь «СМИ» это способ переноса информации для масс.

    Говоря медиа, часто подразумевают:

    • средства распространения рекламы.
    • вся совокупность средств аудио-, теле- и визуальной      коммуникации.

    Медиа разнообразны и многочисленны, включают в себя:

    • масс-медиа - средства массовой информации (телевидение, периодическая пресса, радио, кабельные телевизионные сети);
    • директ-медиа - коммуникационные системы передачи информации (интернет, телефон, почта);
    • медиа-носители - сами по себе отдельные носители информации (письма, записи на аудио- и виденосителях, видио-, аудио- мультимедиа-презентации);
    • социальные медиасредства коммуникации групп сообществ между собой (социальные сети, блоги, персональные сайты, самиздатовская периодическая пресса);

    Безопасность – это состояние защищённости. Защищённости от последствий воздействия на Ваше тело, психику, Ваших близких, Ваше имущество, Ваши отношения.

    Безопасность — состояние защищённости жизненно-важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

    Безопасность человека — такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человека в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.

    Интернет постепенно проникает в каждую организацию, общественное учреждение, учебное заведение, в наши дома. Число пользователей Интернета в России стремительно растет, причем доля молодежи и совсем юной аудитории среди пользователей Всемирной паутины очень велика.

    Для многих, особенно молодых людей, он становится информационной средой, без которой они не представляют себе жизнь. И это не удивительно: ведь в Интернете можно найти информацию для реферата или курсовой, послушать любимую мелодию, купить понравившуюся книгу или обсудить горячую тему на многочисленных форумах. Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна: в ней появилась своя преступность, хулиганство, вредительство и прочие малоприятные явления. Виртуальность общения предоставляет людям с недобрыми намерениями дополнительные возможности причинить вред детям. В последнее время в Интернете появляется много материалов агрессивного и социально опасного содержания.

    Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.

    Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве.

    29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

    Принят Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

    Защита прав детей от распространения информации, приносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию

    Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи.

    Закон разделяет информацию на 2 категории:

    1. Запрещенная для распространения среди детей:

    1) побуждающая детей к причинению вреда здоровью, самоубийству;

    2) способная вызвать желание употребить наркотики, табак, алкоголь, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    3) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

    4) содержащая нецензурную брань;

    5) порнография.

    2. Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено:

    1) изображение или описание жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

    2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания смерти, заболевания, самоубийства, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

    3) изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

    4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    В соответствии с видами этой информации осуществляется ее классификация (для детей, не достигших возраста 6 лет; достигших 6 лет; достигших 12 лет; достигших 16 лет; и информационная продукция, запрещенная для детей), и присваивается знак информационной продукции (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).

    Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Указанный знак также размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.

    Кроме того, законом устанавливается время трансляции в радио и теле эфире программ, содержащих информацию, ограниченную или запрещенную для детей.

    Законодателем установлены дополнительные требования к печатной продукции с информацией 18+ (в запечатанном виде):

    • запрет к ее распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций;
    • запрет к привлечению детей для распространения этой информации.

    Государственный контроль за оборотом информационной продукции осуществляют: Роскомнадзор (за сетью Интернет), ФАС (Федеральная антимонопольная служба за рекламой), Роспотребнадзор в части защиты прав потребителей, Минкультуры (его территориальные органы) – театрально-зрелищные мероприятия.

    За нарушение законодательства предусмотрена ответственность: административная (ст. 14.3 КоАП РФ – нарушение законодательства о рекламе – реклама размещения алкогольной продукции, ст. 6.17 КоАП РФ – нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, ст. 14.5 КоАП РФ продажа товара потребителю без соответствующей информации (без знаков на компьютерных играх) КоАП РФ.

    Также предусмотрена и уголовная ответственность: ст. 242 УК РФ - незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов, ст. 242.1 УК РФ - изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних, ст. 242.2 УК РФ - использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.

    На практике защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, распространяемой в сети Интернет, проводится путем финансирования из средств областного бюджета мероприятий, направленных на установление системы контентной фильтрации на компьютеры, к которым имеют доступ дети в школах, колледжах, техникумах, а также в библиотеках.  Все образовательные учреждения области оборудованы контент-фильтрами INTERNET FILTER.

    Рекомендации для родителей по медиабезопасности

    Брошюра для родителей

    Брошюра для детей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie